На Родине не был несколько лет. Поводом для поездки стали ежегодные соревнования
на снегоходах Буран >>>
к сожалению, изображение утрачено
Началась моя поездка с того, что жена нарыла кучу информации про компанию ЮтЭйр, которая летает в НАО (Ненецкий автономный округ). Суть информации заключалась в том, что в салонах самолетов воняет, самолеты выкатываются за пределы полосы и вообще страшно
Купил билеты
Время вылета приближалось быстро и вот я во Внуково. Заявленный боинг превратился в ЯК-42Д.
Самолет - кошмар для высокого человека - расстояния между рядами минимальные, точнее - мизерные. Повезло, что самолет был загружен не полностью и место поменял.
Полет прошел в мыслях о том, что из теплых вещей было взято все, кроме обуви
Сели нормально, за полосу не выкатились. В салоне не воняло )))))
Нарьян-Мар встретил пронзительно-синим небом, солнцем и морозом. Морозом, от которого можно отвыкнуть, но который нельзя забыть
Дороги ничем не поливают/посыпают - если зима, значит снег+лед и иногда асфальт
Встречаются интересные транспортные средства.
Доехав до крестного, я решил приобрести теплую обувь, так как созерцание гонок на Буранах активного передвижения не предполагает. В двух магазинах не было размеров, в третьем повезло - взял теплую обувь, в сопроводительных документах к которой указывались рабочие температуры до -100 по Цельсию.
Переобулся и поехал к дому, в котором вырос.
Ничего не изменилось в принципе, кроме кровли, на которой раньше был шифер и стеклопакетов. Да и горка рядом с домом, отделяющая от реки Печоры, переехала за время отсутствия.
Вот здесь я жил
Дерево, которое посадил совсем ребенком, выросло так, что его уже успели обпилить.
Фотографировать было нереально холодно - пальцы отмерзали стремительно. На горке рядом с домом играли дети.
Сразу вспомнил о том, что когда отменяли занятия в школе из-за низкой температуры, все дети гуляли целый день на улице и строили крепости и горки, поливая их водой - в -30 (когда в школу не ходили) вода замерзала быстрее )))
Исторически сложилось так, что школа, в которую я ходил, находилась в двух шагах от моего дома. В школе на выпускных принято оставлять спам на стенах в виде трогательных (на момент написания) прощальных надписей на стенах.
Сочинение моего класса закрасили, гады.
Город строится и в некоторых домах даже лифты есть.
Вечером я был в гостях у семьи своей одноклассницы - посидели весело. Узнал новости, сын одноклассницы играл на балалайке Сектор газа, а я вместе с мужем одноклассницы орали частушки )
На этом закончился мой первый день на Родине.
....Утро красило разным светом улицы Нарьян-Мара.
Рыба по-мезенски, скоросолка из сигов и чай с вареньем из жимолости добавили красок ))))
Подъехав к месту проведения соревнований, увидел кучу народа, представительные палатки различных нарьян-марских ресторанов, сцену с ансамблями, которые танцевали, пели и на вид ни разу не мерзли.
Традиционный чум тоже присутствовал. Желающие отморозить себя целиком могли покататься на воздушном шаре ))
Начались заезды.
Бураны - это средство передвижения зимой, которое начали выпускать в 1971 году в Рыбинске. Абсолютно кондовая техника, но на Севере ей пользовались все, так как не было альтернативы в принципе, а ремонт Бурана в любых условиях можно было провести самостоятельно. Сразу вспомнил случай, когда в дикий холод сшивали порвавшуюся гусеницу.
Буран СБ-640А:
Количество мест — 2
Максимальная скорость, (км/час) — 55
Наименьший радиус поворота, (м) — 6
Максимальная мощность, (л.с.) — 34
Контрольный расход топлива на 100 км пути, (л) — 21-25
Объем топливного бака, (л) — 28
Масса снегохода, (кг) — 275
Габариты (мм):
длина — 2695
ширина — 900
высота — 1320
Для гонок Бураны разрешено модифицировать практически без ограничений. Умельцы доводят Бураны до того, что 120 км/час при паспортных 55 км/час перестают быть недостижимыми.
Гонки на Буранах берут начало в 1997 году. Хорошие призы (новые снегоходы, машины, лодочные моторы) традиционно привлекают к участию большое количество желающих.
Участники выстраиваются на стартовой линии, глушат снегоходы и отходят от них на некоторое расстояние назад. По сигналу судьи они должны добежать до своего снегохода, завести его и мчать. Стартер ручной, рывковый.
Также были заезды в свободном классе на импортных снегоходах. Там по большей части все решала мощность двигателя.
Поскольку на бураны я за свою жизнь насмотрелся достаточно, больший интерес в части фотографирования был проявлен к заездам свободного класса.
Встретился с Алексеем.
Ему спасибо за решение вопроса с обогревом/питанием во время проведения мероприятия и знакомство с шаманом Колей
VIP-чум
Часам к трем я поехал домой и стал готовиться к поездке на избу. Изба представляет собой строение любого рода (домик, сарай, балок, избушка), находящееся в тундре и используемое в качестве жилья на охоте, рыбалке, собирании ягод -грибов или как дача
На охоте погонял зайца по пожням, стрелял в куропатку и наслаждался северной природой.
На следующий день поехали обратно в город. Остаток времени я посвятил закупке разносолов - тушенка, разная колбаса из оленины и хлеб. Крестный нагрузил рыбой, куропатками и вином собственного производства из черники и черной смородины.
Мой крестный - замечательный человек, охотник, рыбак и просто красавец!
По возращению домой сделал мелкой игрушку из лапки куропатки, как делали мне в детстве. Дергаешь за одно сухожилие - лапка разжимается, дергаешь за другое - сжимается. Ребенок был в восторге. А появление лапки в школе произвело полный фурор )))
Коты в процессе ощипывания куропаток сошли с ума и улетели на север.
После поездки я точно понял, что Родина для меня - это не абстрактная Россия, а конкретное место, расположенное за полярным кругом - Нарьян-Мар.
Спасибо всем, кто смотрел и читал.
Владимир Агапов
И напоследок
немного много фоток: