Авто на трассе расходует много энергии на преодоление сопротивления встречного потока воздуха. Расход энергии на силу трения о дорогу и т.п. тоже есть, но сила сопротивления воздуха будет давать решающий вклад, особенно на больших скоростях, поэтому аэродинамика - один из основных факторов, влияющих на расход бензина. На малых скоростях, как и в режиме городского движения, аэродинамические потери не главные, там на первое место выходят другие факторы (торможение, потери в трансмиссии, деформация шин, манера езды, в конце концов). Этот случай я не рассматриваю.
1. Зависимость расхода от скорости на высоких скоростях
Как известно из аэродинамики, сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости (для скоростей, с которыми обычно передвигается авто). Если основная энергия будет уходить на преодоление этой силы, то и расход будет зависеть от скорости тоже примерно квадратично. Так что, если вы, например, засекли, что при движении по трассе на скорости 90 км/ч машина потребляет 7 л/100 км, то можно примерно прикинуть, сколько она будет потреблять на другой (относительно высокой) скорости:
Расход = Расход_при_90 * (Скорость/90)^2
Так, например, для скорости 120 км/ч получим 7 * (120/90)^2 = 12.4 (л/100км),
А для 140 расход будет уже 7 * (140/90)^2 = 16.9 (л/100км)
Видно, что от скорости движения (а точнее, от скорости набегающего потока воздуха) расход зависит не просто сильно, а очень сильно (от 7 до почти 17 литров на сотню). Даже небольшая разница в скорости (как и ветер) может кардинально повлиять на наше представление о реальном расходе, поэтому говорить о нем на примере конкретной поездки в корне неправильно.
2. Влияние зима-лето
Сила сопротивления воздуха прямо пропорциональна его плотности, а плотность воздуха зависит от температуры. Зимой воздух плотнее, а значит, сила сопротивления воздуху больше зимой при прочих равных. В среднем, воздух зимой плотнее процентов на 10-15. Расход, обусловленный ездой по зимней трассе, изменится как минимум аналогично (при этом еще возникает расход на прогрев и т.п., что тут не учитывается). Сравнивать средний расход, измеренный даже по одной и той же трассе, в одинаковых условиях, но зимой и летом – некорректно, зима по-любому добавит минимум 10-15% к цифрам лета при прочих равных.
На самом деле все, разумеется, сложнее. Но даже приведенные выше рассуждения подталкивают меня к такому резюме:
объективной цифры расхода (как характеристики автомобиля) вообще не существует. Она, видимо, нужна только в маркетинговых целях, чтобы сравнивать похожие по размеру и классу автомобили в приблизительно одинаковых условиях движения.
[свернуть]