В субботу, 2.02.2008 покатался на Бахаревке (это такой заброшенный местный аэродром у нас в Перми.) под руководством инструктора. 3 часа, порядка 70 километров.
Программа первого дня мероприятия:
1. Простая змейка. Начал понимать, что меньше скорость - меньше время прохождения змейки. На скорости 40-43 км/ч змейка проходилась за 14-14,5 секунд. На скорости от 45-50 км/ч змейка проходилась за 14,8-15,6 сек. На 50-55км/ч я сбивал конуса, или время прохождения было порядка 16-18 секунд.
2. Разнесенная змейка. Просто наматывание по траектории между конусами, отработка руления.
3. Занос ( на скорости 40-45 км/ч.) Как выходить из него. Работа рулем и газом.
4. "Овал" (на кольце) Прохождение поворотов, провоцирование заноса в повороте, выход из заноса.
5. Переставка. На 40-43 км/ч проходится хорошо, на 45 км/ч - уже приходиться работать, чтобы после обхода препятствия остаться в коридоре, на 50 км/ч - уже очень сложно, чаще я сбивал конусы. Отработка дозированной загрузки морды машины коротким торможением в момент объезда препятствия, для улучшения поворачиваемости. Отработка переставки с активным торможением, когда срабатывает АБС.
Состояние покрытия на взлетной полосе - укатанный снег, лед. Скользко.
По итогам первого занятия понял, что управляется Аутландер хорошо, на городских скоростях 40-60 км/ч входит в занос неохотно (приходилось провоцировать подтормаживанием в момент резкого поворота, чтобы сорвать в занос задницу), выходит очень предсказуемо и легко. НО! Это "легко" - поличалось только после того, как инструктор подсказал мне и дал прочувствовать, в какой момент надо начинать стабилизировать машину газом и рулем, и в какой момент надо начинать крутить руль в другую сторону (до этого я практически все время запаздывал с обратным рулением и уводил машину в ритмический занос).
По ряду причин следующее занятие удалось провести только через 2 недели.
Воскресенье, 17.02.2008 с 11 до 14 часов, следующие 3 часа занятий:
Программа мероприятия:
1. Простая змейка. Прохождение ее с работой рулем без перехвата рук. Пока не раскатал траекторию - укладывался в 12-12,3 .. потом время ушло ближе к 13 секундам и выше.
2. Разнесенная змейка. Прохождение поворотов у конусов на скольжении, стараясь работать рулем без перехвата руками.
3. Модифицированная разнесенная змейка. Прохождение поворотов у конусов в заносе, причем пытаясь вывести машину из заноса в момент приближения в следующему конусу, чтобы поворот у этого конуса проходить по инерции заноса. Получалась продержаться таким образом 2, максимум 3 конуса, потом скорость прохождения падала с 60 на входе на змейку до 40 км/ч и машина упорно не срывалась в занос (хоть и пытался загрузить перед "клевком" (на торможении) в повороте) Все же Хакка 5 цепляется за снег великолепно.
4. Модифицированная "переставка", задача - обойти препятствие по всей ширине полосы и вернуться в коридор полосы (коридор 5 метров, расстояние от препятствия до начала коридора, в который нужно зайти и удержаться - вроде 20 метров. На 40 проходится совсем легко, на 48-50 - с активной работой рулем и газом, на 55-58 сбивал конусы, обозначающие начало коридора (не успевал вернуться в коридор) Если при скорости захода на переставку в 55 км/ч заранее сдвигался в сторону, с которой буду обходить препятствие - в коридор возвращался всегда. ДА, для возвращения в коридор полосы приходилось работать рулем и газом .. но вернуться в коридор и остаться там (с дальнейшей стабилизацией машины) - удавалось всегда.
5. Немножко покатался по кольцу, пытаясь нащупать и понять метод выхода из сноса всех 4 колес. Вот над этим элементом еще надо поработать. Снос чувствую, грань перехода в снос - тоже, но остаться при сносе в повороте в узком коридоре - пока не получается. Хотя не все так плохо - повороты я проходил без коррекции ручником, ширины кольца мне всегда хватало с приличным запасом, но я прекрасно понимаю, что на реальной дороге столь широкого поворота может и не быть.
Итог: 6 часов откатал. Понимаю, что чудес не бывает, и я не стал в результате мега профессионалом - гонщиком. Да к этому и не стремился. Но то, что я хотел получить - я получил сполна. Я понял, как ведет себя моя машина на скользком покрытии, как распределяет момент между осями полный привод. Я научился правильно рулить. Научился чувствовать машину, понял что надо делать для стабилизации машины и для выхода из заноса. Не бог весть какой опыт, но это мой опыт. Тренировки помогли мне понять грань безопасной скорости для прохождения переставки . Я понял, что подобные курсы желательны для всех, и особенно для водителей таких машин, как Аутландер. Это не реклама каких-то курсов или какого-то конкретного инструктора. Это мои впечатления после прохождения минимального зимнего курса. Буду ли я продолжать заниматься? Скорее да. Но для начала постараюсь отработать полученные навыки. Что на мой взгляд осталось малоохваченным? Снос в повороте. Вернее я научился проходить поворот в случае возникновения сноса, но я не смогу удержать машину в узком коридоре. Для прохождения поворота с сносом мне требуется широкая полоса (как на кольце на Бахаревке). И самое главное - о чем я знал и чему в очередной раз нашел подтверждение: это понимание, что на дорогах общего пользования не место "экстримальному" вождению. Для этого существуют специально отведенные и приспособленные места (у нас в Перми это типа той же Бахаревки). И курс, который я откатал, я назвал бы "курс безопасного вождения" И основная его идея - "если вы сорвали машину в занос - вы уже хреновый водитель, не учли погодных условий, состояния дороги и т.д." Как учат нас действительно мудрые воины "невозможно проиграть схватку, которую ты сумел предотвратить"
Вобщем, всем удачи на дорогах