Поскольку споры - бензин с каким октановым числом лучше использовать? - продолжаются, попробую изложить немного теории. Поскольку, есть правильные мысли, точнее почти все правильно. Немного ошибочные выводы из правильных мыслей, стали возможны в результате не полной картины данного вопроса.
Постоянного состава бензина - нет. Это смесь углеводородов, в основном между гептаном и октаном. Завод отгоняет только один бензин - 66 по моторному методу определения октанового числа. Все остальное только добавки. Только, для получения 76 (или по исследовательскому методу - 80) - используют добавки полученные в результате дополнительной переработки соседних франций нефти, а для 90х (уже по исследовательскому методу) синтетические добавки. В старые времена например добавляли тетраэтилсвинец.
Вообще завод выпускает 2 типа автомобильного бензина - 80 (по моторному методу 76) и 98. Остальные марки получают на заправке посредством смешения. Не на всех заправках! Еще остались старые заправки и для них смешение делается на заводе. Но, новые заправки все мешают сами.
Ни каких "чистых" 92, 93 , 95, 98 - не существует. Все с добавками.
Октановое числа автомобильного бензина отражает скорость горения. Чем выше октановое число тем медленее горит бензин. Проверить это можно очень легко. Делаем две дорожки из 80 и 98 бензина, длиной метров 30. Одновременно поджигаем. 80 догорит до конца быстрее, чем 98 - примерно на 1/3 расстояния.
Т. е., в цилиндре бензин с более высоким октановым числом будет гореть постепенно, а с более низким октановым числом - будет сгорать сразу. Образно это можно представить так, что 80 - будет взрываться, а 98 - будет гореть.
Не смотря на то, что энергитическая ценность - т. е. количество выделяемой энергии - будет одинаковым, точнее почти одинаковым - это зависит от конкретного состава бензина (конкретный состав бензина зависит от нефти и технологии завода), все же есть существенная разница.
К слову, в зависимости от производителя - энергитическая ценность 98 может быть ниже чем 80. Немного но ниже. У одного производителя - энергитическая ценность одной партии бензина (и 80 и 98) одинаковая. Но, это если просто сжечь один килограмм 80 и один килограмм 98 (кстати везут килограммы, а не литры)! Многие производители в последнее время стали туфтить - понижают плотность бензина, не меняя цену. Ну это как с хлебом, цена булки преждняя, а вес меньше.
Ладно вернемся к нашим баранам. На практике картина другая.
На более высоком октановом числе, можно сделать более мощный двигатель, при тех же весе и объёме двигателя. Точнее, более полное использование энергии.
Дело вследующем. При сгорании 80 (по сути взрыва) все давление вырабатывается сразу и по мере движения поршня - давление в целиндре падает. В случае 98, давление в цилиндре сохраняется постоянным или даже восрастает помер е движения поршня (за счет постепенного горения топлива). То же самое происходит при воспламении пороха в ружье. Это только кажется, что порох воспламеняется мгновенно.
Отсюда и дополнительная резвость машины при использовании 98 бенза. И правильно тут подметили, что это приводит к экономии топлива, за счет более равномерной работы двигателя, особенно в движении. При городском цикле это менее заметно. А при прогреве - так вообще разницы нет.
В следствии этого, 98 бензин труднее поджигается, особенно на морозе при пуске (хуже горит). Поэтому, многие делают ьак - зимой заливают 92, а летом 95 или 98. Не которые заводы используют низкокипящие присадки для увеличения октанового числа, что снижает плотность бензина, но позволяет пускать двигатель при сильных морозах. Кстати, по нормальному автомобильный бензин должен делиться на зимний и летний.
Разница в конструкции двигателей. Низкооктановые двигателя имеют более короткий ход поршня по отношению к длине цилиндра, как следствие более низкую степень сжатия. Разные системы зажигания (установка угла опрежения зажигания), разный подъем клапанов.
Детонация возникает если в высокооктановый двигатель залить низкооктановый бензин. Меньшая по объему камера при сгорании всего топлива, создает чудовищный взрыв (ранее приводилась статья). Только маленькая поправка, собственно стук и детонация возникают вследствия того, что этот взрыв быстро выбирает зазоры в сочленениях коленвала шатуна поршня и бьет по клапанам которые не успевают закрыться (как при раннем зажигании). Отсюда и перегрев. И наоборот, высокооктановое топливо не успевает сгорать в низкооктановом двигателе и несгоревшая смесь летит наружу. (ка при позднем зажигании).
Отсюда и способ лечения. Смещение угла зажигания. Но это верно только для однотипных двигателей (в смысле по октановому числу).
Для использования низкооктанового топлива в высокооктановом двигателе еще нужно увеличить камеру сгорания (прокладка) и изменить ход клапанов.
Как следствие вывод.
Если установлен октан корректор, то можно использовать любое топливо соответствующее типу двигателя (по классификации - высокооктановый - низкооктановый). Но, при более высоком октановом числе двигатель отдаст больше мощности (крутящего момента) и будет более экономичным (по факту) - за счет большей тяги одной пайки топлива.
Да добавлю. При низком октановом числе топлива - зажигать смесь надо позднее. Следовательно, часть времени движения поршня вниз, последний совершает без давления воспламененной смеси, за счет энергии других цилиндров.
У нас в хабаровском крае два основных монополиста - Альянс и роснефть. Рабатают на разных нефтях и соответственно разные добавки для увеличения октанового числа.
Роснефть для замедления горения использует тяжелые остатки от перегонки нефти (образно говоря гудрон - но это образно говоря), а Альянс использует низкокипящие добавки (опять таки образно - эфирные типа). Чем, кстати маленько дурит народ - плотность бензина понижается.
Но, роснефтевский бензин получается по факту летним, а альянсовский - зимний. Поэтому, зимой заливаю _ альянс 95 (хотя получается дороже, за счет плотности) или если не получилось 92 роснефть,, а летом - роснефть 95, а чаще 98.
По собственному опыту подтверждаю, один из постов, что по деньгам то на то и выходит, а ездить на 98 - приятней.
---------- Добавлено в 06:34 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 06:27 ----------
И еще по теме если кому интересно, про экономичность малолитражек.
Как я уже писал, везут килограммы а не литры.
Малолитражки действительно экономичней, но только при нескольких условиях.
Частая работа на холостом ходу (городской цикл например), малая масса и не большая скорость (малая нагрузка на двигатель).
В остальном, расход топлива в килограммах на килограмм общего веса такой же, а при максимальных режимах даже больше.
Так, на скорости 140 км час, Дэу леманс (он Опель Е) имеет расход 15 - 18 литров на сотню. А, Аут 2,4 - 12 - 15.