Как ни странно, до появления лампочки автомобили передвигались, что называется, «на ощупь». В смысле, нет необходимости ехать – сиди дома. Масляные горелки давали так мало света, что проще было отложить поездку до утра. Затем придумали использовать ацетилен, от которого наотрез отказались после изобретения основных принципов электрического освещения. К использованию газа в автомобильных лампах вернулись сравнительно недавно – с идеей галогеновых фар. И уж полным апофеозом этой схемы стал «ксеноновый» свет.
В кавычках – потому что термин «ксеноновый свет» существует только в русском языке. Во всем остальном мире эту схему работы лампы принято называть HID Lamp – «лампа повышенной интенсивности излучения». В отличие от привычных «галогенок» в ксеноновой лампе нет традиционной вольфрамовой нити, ее роль играет высоковольтная дуга, возникающая между двумя электродами в стеклянной колбе, заполненной смесью инертных газов. В состав смеси входит ксенон – отсюда и полюбившееся екатеринбуржцам жаргонное название.
При условии компетентной установки использование HID-ламп сделает работу головных фар эффективнее, поле обзора – яснее, а ночное вождение – безопаснее. Дело в том, что свет, излучаемый люминесцентной электрической дугой, в несколько раз ярче, чем у привычных «галогенок», а сформировать его в четко направленный световой пучок легче. Если обычная автомобильная 45-ваттная лампа излучает световой поток 600 люменов, а 55-ваттная галогеновая — 1550 лм, то ксеноновая лампа мощностью 35 Вт выдает больше 3000. Кроме того, спектр свечения «ксеноновой» лампы очень близок к дневному, солнечному свету, на который, собственно, и «настроены» глаза водителя. Следовательно, рассмотреть особенности дороги гораздо проще, а устают глаза гораздо меньше.
Еще один плюс «ксенонового» освещения – меньшая нагрузка на электросистему автомобиля. При всех своих плюсах HID-лампы потребляют гораздо меньше электричества, если не считать кратковременный этап разогрева лампы.
Естественно, не может быть все так радужно. Есть у ксенона и недостатки, причем кому-то они могут показаться существенными. Штатная система электропитания не в состоянии обеспечить таких условий, при которых возникнет та самая люминесцентная дуга. Соответственно, возникает нужда в технически сложном и финансово обременительном блоке управления розжигом, который, понятно, не требуется галогеновым лампам. Кроме того, после примерно 200 часов эксплуатации лампы склонны менять цветовую температуру, поэтому если перегорит одна – заменить нужно будет обе, иначе фары будут светить по-разному. Это, конечно, если речь не идет о би-ксеноне, ибо только он может обеспечить и ближний, и дальний свет.
Поскольку «ксенон» светит гораздо ярче, нежели «галогенки», логично будет предположить, что и слепить встречных водителей он будет тоже «на ура». Плюсы «ксенона» неоспоримы, с минусами можно смириться, но только при условии грамотной и компетентной установки. Екатеринбург наводнили предложения самых разнообразных кустарных фирм, предлагающих не только фантастически дешевые комплекты, но и грошовую их установку. В большинстве случаев качество установки вполне соответствует цене, восхищая незамысловатой простотой и безграмотностью. К чему может привести подобное «усовершенствование», представить легко: от постоянных пожеланий «счастливого пути» от соседей по потоку и перегрузки электросистемы автомобиля до лобового столкновения с ослепленным «встречником». Кроме того, кустарно «воткнутый» комплект вряд ли долго будет радовать владельца своими сомнительными прелестями. А попытка спросить с гаражного сервиса что-нибудь вроде гарантии заведомо обречена на провал.
Использование ксенонового света способно дать полный контроль над дорожной ситуацией в дождь или темное время суток. Конечным следствием этого является способность к более оперативной оценке ситуации и, следовательно, более безопасному вождению. Безопасность – это наше все.
Послужим?
При эксплуатации автомобиля 365 дней в году с включенными по 2 часа в сутки фарами головного света срок службы ксеноновых ламп составит, по данным экспертов, около 4-х лет или 2800-3000 часов. Галогеновые же лампы служат, в зависимости от типа и производителя, от 200 до 500 часов.