Когда ЭБУ включает клапан, то одновременно беднит смесь примерно на 10% и градусов на 5 поднимает угол (по разному в зависимости от положения режимной точки по оборотам и давлению) Это я про Евро-2.
То есть при самостоятельном отключении пользователем клапана (напр. заглушкой) ЭБУ об этом не знает и исправно делает свое дело. Как следствие получается бедная смесь при завышенном УОЗ. Вот и детонация. Если машина чипована, то тем более, так как заводской "запас" по УОЗ уже выбран до предела тюнером.
Вывод: Глушить клапан без учета этого в программе нельзя. Можно только зимой, когда клапан все равно не работает. Имеет смысл если он "худой" и как временная мера.
Еще одним неприятным фактором заглушеного клапана ЕГР является повышеная температура в камере сгорания. Отработавшие газы больше не замедляют горение смеси. На старых "Опелях" с таким двигателем после отключения клапана рециркуляции движки перегревались. Самому неоднократно приходилось воснавливать эту систему еще в незапаметные времена...