Re: Outlander 2013-2014-2015 - все вопросы по аккумулятору (АКБ)
Что такое "сульфатация" пластин и как, точнее от чего она ВДРУГ приключается, своими словами?
При обычной эксплуатации АКБ на автомобиле происходит круговой процесс разряда/заряда, при котором, во время РАЗряда электролит разжижается, отдавая серную кислоту плюсовым пластинам в виде солей, плотность понижается. При ЗАряде - из электролита, наоборот, начинает поглощаться вода (концентрация кислоты повышается, плотность электролита начинает расти), соли - растворяются.
Пока всё верно?
Казалось бы - откуда ж накапливаться то этим солям на пластинах, если "круговорот в природе АКБ"?
А вот откуда: чем ниже РАЗряд, тем (или чем) ниже плотность электролита, тем бОльше откладывается на пластинах солей. Чем дОльше не ЗАряжать, тем усугублять ситуацию, доведя ее до критической, у которой тоже есть свой термин: глубокий разряд.
Что такое «глубокий разряд» автомобильного АКБ простыми словами? Это минимально допустимый разряд АКБ после которого её можно "поднять" зарядом. Во время каждого "глубокого разряда" концентрация солей на пластинах на столько велика, что при возобновлении заряда электролит уже не в силах растворить все кристаллы соли. И что то из них - остаётся на поверхности пластин. В результате:
- пластины, покрытые солями, теряют полное соприкосновение с электролитом;
- пластина перестаёт работать нормально, способствовать накоплению заряда;
- плотность электролита не может восстановиться;
- каждый такой разряд начинает накапливать соли свинца слоями;
- каждый такой разряд крадёт из жизни АКБ от дней до месяцев;
- каждый такой разряд необратимо снижает ёмкость АКБ. Считается, что при потере 30% ёмкости — такой АКБ уже не запустит легковой автомобиль.
Плотность рабочего электролита должна быть 1,27 г/см3, это соотношение воды и серной кислоты. При разряде она естественным образом понижается, при заряде - повышается. Казалось бы - замени «слабый» электролит на «крутой» и соли - растворятся. Но нет, увы, наслоений слоёв кристаллов таково, что ограниченный объём жидкости электролита - уже не может справится. И выхода, условно говоря, нет (если отбросить и специальную химию для промывки кислотных свинцовых АКБ от сульфатов, и физическую разборку АКБ с механической очисткой пластин от соли). "Условно говоря" в кавычках, потому что ныне существуют ЗУ, а точнее зарядные станции, которые умеют, особыми порциями, по особым алгоритмам, малыми токами "раскачивать" АКБ, заряжая и, главное, тут же, грамотно разряжая восстанавливаемый АКБ. Но порядок цен, стоимости работ по восстановлению и процент вероятности успеха, увы, не сравнятся с затратами на новую АКБ.
По итогу.
1. Не допускать "глубоких разрядов". Ориентир - 11V и плотность ниже 1,27 г/см3;
2. Поддерживать (или контролировать) оперативную ёмкость АКБ в пределах 100 / 70 %%. Существует мнение, что 10 "глубоких разрядов" убивают АКБ насмерть.
3. Понять, принять и попрощаться со старым подкапотным другом. Или - перевести его на другие, скажем летние, роли.