Что то захотелось и мне испытать и задом .. вкатиться на бордюр. Стал искать подходящий вариант места. Пока не нашел. Зима. Да ещё слякоть. Все бордюры утонули в снегу, во льду. А тут имеет смысл и высота бордюра. И хорошее сцепление с дорогой. Наверное резина ..
Грубо прикинул. Ведь есть задача про ступеньку.
Цитата:
Колесо радиусом R и массой m стоит перед ступенькой высотой h. Какую горизонтальную силу F надо приложить к оси колеса, чтобы оно въехало на ступеньку?
Колеса у нас высотой 700 мм. Значит R=0,35 м. Получилось для массы (задка, задней оси ..) в 1000 кг для разной высоты ступеньки h нужны такие силы F:
h=1 см, F более 2400 Н,
h=5 см, F более 5900 Н,
h=10 см, F более 9600 Н,
h=15 см, F более 14100 Н,
h=20 см, F более 20760 Н.
А сколько же силы требуется чтоб начать движение? Прибегать к сложным расчетам совсем не хочется.
Из этого списка:
сила тяжести;
инерционные силы
сила сопротивления подъему
сила сопротивления качению
реакция дороги на опору колес;
сила сопротивления боковому скольжению;
сила тяги на колесах;
сила сопротивления воздуха
взял только .. силу тяжести. Авто массой 2000 кг. В школьных задачниках коэф. сопротивления обычно принимают k=0,05. И всё. Увеличил для грубого представления коэф. побольше до k=0,1. Просто прикинуть. Хоть грубо. Точно только практика подсказывает.
Получается для движения авто требуется сила примерно (F=kmg=0,1х2000х9,8) 2000 Н. Хе-хе. А вот ступеньки по 1 см (h=1 см F=2400 Н) у нас повсеместно на всех дорогах присутствуют. Даже поболее. Поэтому для простой дороги сложил силы 2000+2400=4400 Н. (полагая что односантиметровые неровности надо всегда учитывать)
Вот. Вышло сила для движения авто массой 2000 кг будет около 4400 Н.
Для 5 см ступеньки потребуется 7900 Н,
Для 10 см ступеньки потребуется 11600 Н,
для 15 см ступеньки потребуется 16100 Н,
для 20 см ступеньки уже 22760 .. Расчеты грубые. Понимаю. Но уже как то .. на 20 см ступеньку .. призадумался ..
(При хорошем сцеплении с дорогой, и если вкатываемое колесо будет полнокровно ведущим, .. ситуация меняется ..)
Неверная предпосылка в условиях. В этой задаче только одна сила, действующая по горизонтали. Грубо говоря, как если бы машину взяли на буксир, и тянули, либо если речь идет про монопривод. Если же машина гребет своим ходом, есть дополнительная сила в точке соприкосновения шины и бордюра, итого вектор F оказывается не горизонтальным, а "задранным" кверху. Соответственно, необходимая сила здорово уменьшается.
Ничего я не искал. Случайно "попал". Парковался задним ходом в гараж. На тапку давил по "чуть чуть". Каждый день это делаю. Но обычно - под небольшим углом к воротам. А тут случайно подкатил ровно к воротам. И два колеса задних уперлись одновременно в "бордюр" (ворота). Причем остановился. Далее стронуть авто нажав на тапку "чуть чуть" - не получилось. Пришлось намного сильнее нажать на тапку (относительно этого "чуть чуть"). Впечатление было что машину что то "держит". Даже вышел глянуть. Всего лишь мелкий бордюр. Замерил 5-6 см.
Проверять на 10 см бордюре - желание отпало сразу на будущее. Это как надо газануть? Убедился - фишка такая есть.
Поэтому, для преодоления бордюров задним ходом, вывод - с разгону. Хоть с маленького , но разгона.
Ничего я не искал. Случайно "попал". Парковался задним ходом в гараж. На тапку давил по "чуть чуть". Каждый день это делаю. Но обычно - под небольшим углом к воротам. А тут случайно подкатил ровно к воротам. И два колеса задних уперлись одновременно в "бордюр" (ворота). Причем остановился. Далее стронуть авто нажав на тапку "чуть чуть" - не получилось. Пришлось намного сильнее нажать на тапку (относительно этого "чуть чуть"). Впечатление было что машину что то "держит". Даже вышел глянуть. Всего лишь мелкий бордюр. Замерил 5-6 см.
Проверять на 10 см бордюре - желание отпало сразу на будущее. Это как надо газануть? Убедился - фишка такая есть.
Поэтому, для преодоления бордюров задним ходом, вывод - с разгону. Хоть с маленького , но разгона.
У меня на бордюр 15-16см не заехало, даже при тапке в пол.
Сегодня нечаянно увидел свободное парковочное место, где я в прошлый раз этот эксперимент проводил. Попробовал еще раз, и машина на удивление заехала, причем, даже по ощущениям не на пределе возможностей. Из глобальных изменений с прошлого эксперимента была перепрошивка у Ежика. Прямо даже любопытно - совпадение, или действительно из-за этого? Кто проводил подобные эксперименты по заезжанию задом на бордюр, поделитесь информацией, машина прошитая, или нет? Вторая вероятная причина - в этот раз машина была прогретая, в прошлый раз холодная. Опять же вопрос, у кого машина заехала/не заехала, какая температура движка была в этот момент - рабочая, или холодный двиг.
Извините, что "поздно" отвечаю. У меня парковочному месту уже более 10 лет. Камеры на него нацелил, видеорегистратор... Ставлю стабильно. Но года полтора назад, сосед приобрел Camry и стал ею изредка, то ли из вредности, то ли из тупости, то ли по головотяпству своему, частично блокировать въезд на парковочное место. Въехать на него, порой, можно исключительно пересекая тротуар, вымощенный плиткой, окантованный бордюром (паребриком) двигаясь задним ходом. В противном случае - автомобиль будет вне зон детекции движения камер.
Так вот, как "перелезал" я через тротуар на XL-е JFG, так продолжаю перелезать и на Out3, не_замечая ни какой разницы и поминая добрыми словами/пожеланиями в адрес заботливого соседа.
Про "вытянул ноги".
Этой зимой, когда выпал снег на даче, сел на брюшко, не доехав до калитки 20 шагов. Аут вытянул все ноги и беспомощно вращает ими в воздухе.
Утром вышел со штыковой саперной лопаткой, лег на бок и "выбил" снежную подложку из под картера, середины и заднего моста. Потом прогрел двигатель, сел и легко выехал задом.
Весной, на глазах у сидящих в глинках Gr.Wall-а и FF, объехал их по жиже и воде в пол-колеса, правда на на нашей "понижайке". Наверняка, составил бы им компанию, если б остановился или попытался бы выдернуть их... но ходом прошел так, словно по асфальту, без скольжений и пробуксовок.
А их, кстати, обоих вытащил потом "головастик".
Авто: OUTLANDER III 2.0CVT 4 WD, S03, белый япошка .
Сообщений: 862
Re: Out-III Внедорожные качества.
Цитата:
Сообщение от eGreyWolf
как "перелезал" я через тротуар на XL-е JFG, так продолжаю перелезать и на Out3, не_замечая ни какой разницы
Может , ты все-таки перелезаешь поочередно? сначала одно колесо заднее заползает, типа под углом к бордюру, а потом второе? Или как в нашем тесте оба задних в аккурат к бордюру и хрен заползешь, если только с небольшого лета запрыгнуть.........
Пожалуй. Геометрическую точность, безусловно, не соблюдаю. "Перелезал" в очередной раз во вторник-среду, снова задом и действительно, по диагонали (пусть и под углом в градусов 15: заднее левое->заднее правое->переднее левое->переднее правое. Торцевого теста - не пробовал. В гараж, увы, не как другие, заезжаю передом.
Или как в нашем тесте оба задних в аккурат к бордюру и хрен заползешь, если только с небольшого лета запрыгнуть.........
Не видел ваш тест, но оба задних легко заскакивают на бордюр, об этом писали здесь еще год назад, и я лично пробовал обоими задними колесами одновременно залазить на бордюр, без проблем. Вот передними на бордюр задом - не уверен, все хочу попробовать... говорят не получается так залезть.
Мысль одна - подтвердились расчеты.
Есть качественные , есть количественные (абсолютные) расчеты. На количественные не претендовал. Да оно и не нужно. Исходя из:
Цитата:
Сообщение от v888v
Получилось для массы (задка, задней оси ..) в 1000 кг для разной высоты ступеньки h нужны такие силы F:
h=1 см, F более 2400 Н,
h=5 см, F более 5900 Н,
h=10 см, F более 9600 Н,
h=15 см, F более 14100 Н,
h=20 см, F более 20760 Н.
Расчеты нужны были чтоб оценить - нагрузку на варик.
Видно что разница в необходимой силе для преодоления ступеньки примерно (чем обычно)
в 5 см в 2 раза,
10 см в 4 раза,
15 см в 6 раз,
20 см в 8 раз.
Практика подтвердила. А насиловать варик дело уже хозяйское. Исходя из ситуации.
То есть останавливаться перед ступенькой не стоит как я понял.
И особенность не станет проблемой