затянула че-то аккумуляторная тема, особенно повеселили посты «самых знающих», короче родилось такое: не замудреное руководство к действию для обычного юзера, у которого еще и семья есть, т.е. себя имел ввиду (правильные поправки и дополнения приветствуются)
1. во время покупки обязательно проверить дату, напряжение (ниже 12 V лучше не брать), уровень электролита, как правило это можно сделать снаружи, подсветив фонариком с обратной стороны, при необходимости долить (только дистиллированную воду), лучше делать сразу в магазине
2. если деньги имеют значение не покупать гелиевый ак, они очень капризные в плане зарядить (не путать с agm, такими как Optima или Leoch, хотя к ним тоже свой подход)
3. основные показатели ака это пусковые характеристики и емкость, первые дают понять какой «пинок» и насколько стабильно его будет давать ак при пуске двигателя, второй показывает на сколько времени его хватит. Общее правило – чем больше, тем лучше, но перегибать все же не стоит, штатных размеров вполне достаточно. Для тех, кто запускается в сильные морозы лучше брать проверенные и/или специальные для таких условий продукты, характерный пример довольно распространенный Solite, по отзывам отличная вещь но до -20
4. после покупки обязательно зарядить на зарядном, чем оно будет больше и дороже тем лучше, но хватит и обычного. Это кстати может послужить своеобразным тестом. Сам возвращал ак из-за боязни перезаряда, он сильно нагревался и не уходил после зарядки в буферный режим
5. чем ниже (конечно всему есть предел) зарядный ток, тем лучше, т.е. тем более мелкие поры пластин будут задействованы. Современные импульсные ЗУ способны сами регулировать максимально допустимую силу тока в конкретный момент времени
6. лучше заряжать при комнатной температуре, в идеале аккумулятор не должен нагреваться совсем, если он нагревается это и для него плохо и энергия вылетает в трубу, нужно снизить силу тока
7. если аккумулятор покупается на 2-3 года дальше можно не читать, нормальный ак в 99% случаев этот срок отходит не напоминая о себе при эксплуатации более-менее близкой к средней. Исключение составляет сурмянистый ак, в нем сильнее испаряется вода, поэтому уровень необходимо проверять 1-2 раза в год (например Тюменский «с лосем»)
8. нормальный ак при простом уходе может легко отходить 7 лет, при более навязчивом до 10 и более
9. рекомендуется ак завернуть в термо «рубашку» на весь период эксплуатации. Для него вредны как сильные нагревы, так и в принципе резкие скачки температуры ну и зимой остывать будет медленнее
10. ак могут высасывать скрытые потребители, поэтому лучше проверить электросистему авто на утечку, делается это так: скидывается одна клемма, в разрыв ставится амперметр, показатель утечки 0,03 А считается нормой. Если утечка существует нужно постараться выяснить где именно, делается это при помощи поочередного удаления предохранителей с контролем показаний амперметра
11. на холостом ходу ак практически не заряжается, а при наличии включенных потребителей (печка, акустика и т.д) может и разряжаться. в холодное время ситуация усугубляется, т.к. перед началом заряда ак должен согреться
12. для периодического (а может и постоянного) контроля полезно купить вольтметр, самый простой и достаточный в прикуриватель стоит 5-15 баксов
13. при проверке напряжения нужно учитывать как давно работал генератор, чем больше времени прошло, тем достовернее, но не менее 2-х часов
14. для кальциевого ак (а они у нас в стоке) вредны глубокие разряды, это сильно укорачивает его жизнь и емкость
15. если напряжение составляет 12V и менее лучше его вообще не крутить и поставить на зарядку. Также можно взять за правило перед холодным сезоном и ближе к его концу заряжать ак
16. есть прямая зависимость между температурой, плотностью электролита и реальной емкостью ака, поэтому в холодных условиях (более -20) рекомендуется плотность поднимать на 0,01-0,02 от нормы (лучше делать у специалиста), делается при полностью заряженном аке и достаточном уровне электролита. Летом соответственно ак сильно заряжать не стоит, чтобы плотность была не высокой. Чем выше плотность, тем короче жизнь ака
17. желательно хотя бы раз в год годиков после 2-3 эксплуатации ставить не на обычную, а на цикличную зарядку (хотя сам не делаю, спецаппарата нет, а везти куда-то или городить самопал как-то некомильфо)
18. чем старше ак, тем чаще нужно заряжать